На скалах Валаама (стр.39)
Опубликовано: 27/09/2013 Читателей: 1921 – Верны необыкновенно, только стоят… сообщил мне монах. – Своей работы-с. мы и на колокольню часы соорудим. Вы на машины да станки гляньте – многое сами делаем.
– Есть у вас механики?
– Механики?.. Ну, таких нет. А придет к нам кой человек и сделает какую-нибудь штукенцию – мы и переймем. К нам с питерских заводов многие приходят. Ну, они у нас и есть суть главные мастера и нас направляют. Оно, конечно, и угоднички помогают, самим нам выдумать какую штуку – невозможно. Бывают чудеса… Вот хомуты на колокол один монах сработал, не умемши, – но только сверхъестественно, можно сказать…
В большинстве случаев начальники мастерских – все превосходные мастера специалисты, учившиеся на питерских или финляндских заводах, знатоки своего дела. Я не слыхал, чтобы люди, как говорит Немирович-Данченко, взятые прямо от сохи, через год являлись механиками, способными устраивать даже машины. Едва ли это так. Все эти устроители машин, станков, мастерских – люди большею частью отшлифованные продолжительными занятиями на заводах и явившиеся в монастырь с знаниями, с умением копировать некоторые простые машины. К чему же окружать валаамского монаха ореолом чудодейственной гениальности?
Нельзя не отдать справедливости деятельности братии Валаамской. Это целое царство труда, сметки, кипучей деятельности. Нет, конечно, ничего удивительного, что монахи-крестьяне оказываются хорошими трудолюбивыми мастерами, ведь и в городе мастера – те же крестьяне, та же у них и способность к работе, следовательно, в валаамских монахах нет ни гениальности, ни чудодейственности. Точно также можно удивляться русскому мужику и в городе, входя в различные мастерские, где все тот же русский мужичок искушается и на более сложных работах. Нет… по моему надо удивляться другому: надо удивляться той внутренней силе, которая побуждает, приводит в действие способности тела и духа, той нравственной силе, которая кроется под черной ряской валаамских монахов. Что побуждает их стоять з станками, выдумывать различные приспособления, изощряться, принимать на себя непосильные послушания, как сделал, напр., о. Лука в истории с хомутами для колокола? Несомненно, что городской рабочий работает и даже искусно работает, но он подчинен необходимости работать, он старается за себя только, чтобы не умереть с голоду. А так, по своей воле он и пальцем не ударит, раз только этот лишний труд его не будет оплачиваться. Монах валаамский совсем иное. Он работает для Бога – вот объявление той кипучей деятельности, которая царствует на гранитных скалах Валаама. Идея работы для Бога заставляет изощряться: монах старается все своими силами сделать, и это ему удается. Следовательно, работа валаамских монахов, их деятельность доказывает не способность русского человека к работе, чему нельзя удивляться, а скорей способность русского человека стойко и упрямо служить своей идее. Этим вы легко можете объяснить, почему монахи валаамские обезличивают себя, пребывают в отсечении воли своей: они служат идее своей. Из идеи они молчат, изнуряют свое тело, срывают целебные пластыри с ран. Эта идея овладела всем существом их. Мне несколько раз приходилось видеть монахов, без надзора работающих до кровавого пота.
– Что нам лениться? – мы для Бога, мы уж на то пошли! – часто слышал я на Валааме.
Работа для Бога – могучий двигатель Валаамской обители. Не будет её – и все эти мастерские развалятся, машины станут, и иноки валаамские исчезнут с лица земли.
Но пока идея валаамского монаха жива – он сохранит в себе аскета, и Валаамская духовная община едва ли выродится в артель, едва-ли явит когда общину с социальным устройством.
– А вот и машина наша! – сказал мой провожатый. – Дареная. Старенькая, а работает…
Портал «Жизнь, это путешествие» представляет для увлечённого читателя большое количество материалов информирующих о сложных паломничествах.
Если вы хотите найти сведения о подготовке к походу, советы путешественникам или организации питания в походе, то наш проект может предоставить вам страницы о Владимире Клавдиевиче Арсеньеве, великом естествоиспытателе.
Механиком при машине состоит брат Артемий, лет 17 юноша, худой, с бледным продолговатым лицом и добрыми тихими глазами.
– Во сколько сил машина?
– Восемь всего. Только слабеть начала – цилиндр пар выпускает. Сколько ни пускай пару, а она все в одном тоне работает. Вот теперь у нас цилиндр в мастерских приготовляют.
– А давно вы при машине?
– Второй месяц.
– Ну, а котлы у вас как?
– Котлы, как котлы. Запасные есть. Через три года осматривают… У нас все благополучно. Да если и взорвет, так на все воля Божья…
– А можно мне на водопровод взглянуть?
– А что же? Вот сейчас у хозяина благословение попросим.
Автор:
Картины Африки и Азии (стр.11)