На скалах Валаама (стр.50)
Опубликовано: 27/09/2013 Читателей: 1990
ГЛАВА ХIII.
В святых воротах – монастырская лавка. Высокий черный монах, с угрюмым лицом, молча предлагает богомольцам свои товары. Древний старичок, лет 90, почти слепой, ковыряется за прилавком, устраивая четки из оливковых косточек. При каждом новом покупателе он медленно поднимается с залакированной от времени табуретки и предлагает купить за 30 к. свое изделие. За исключением четок да монастырских фотографий, здесь не было ничего, что бы могло оставить воспоминание о монастыре, что бы явилось, так сказать, чисто валаамским продуктом. Я напрасно спрашивал поделок из прекрасного валаамского гранита, резьбы из дерева: ничего нет. Или уж чутье Валаамское не так еще развито, чтобы отвечать вкусам богомольцев, или вкусы богомольцев находят себе удовлетворение в наличности товаров.
Богомольцы на Валааме все простой народ, покупающий образки да картинки. Да и характер валаамских иноков не такой, чтобы удовлетворять некоторым прихотливым вкусам посетителей. Делают на Валааме ложки, да и те у них не простые, а „благословенные“. На конце ручки вырезывается благословляющая рука. А поделки из гранита иноку кажутся игрушками, пустяками. На Валааме всякое лыко в строку, там ни одна минута даром не пропадает, не уходит на пустяки. Рыбу удочкой не ловят – баловство: в проливах не купаются – баловство да и грех. По грибы и ягоды ходить – пустое занятие, только для стариков немощных подходящее.
Эта суровая дисциплина, отсутствие всякого „баловства“, вечная дума, боязнь, чтобы время даром не ушло, такая напряженная эксплуатация времени – самая характерная черта Валаама.
Идет мимо вас послушник, – и вы можете быть уверены, что он идет по делу. Подошел монах к решетке, – кажется, любуется красотами, – нет: он смотрит на пристань, не блуждает ли кто из братии без дела. Стоит с сенях гостиницы черный монах, стоит – только головой поворачивает, кажется, без дела человек стоит, – и то не верно: он дозор держит.
Вся широко разбросавшаяся жизнь Валаама представляет из-себя огромную, вечно работающую машину. В машине все дело делает, каждый малый винтик у места: так и на Валааме, – все движется, все работает, все блюдет устав, от игумена до столетнего, заброшенного в скиту схимонаха. Что-то стихийное. Море кругом вечно шумит, движется, – так и Валаамская жизнь: бесконечные дни работы. А ночь? Да разве есть ночь на Валааме? Легли иноки в 10 часов, а в половине 3-го очередной брат-будильник возглашает: „время пению, молитве час“… – и опять на мгновение прерванная жизнь закипела.
Я несколько уклонился от рассказа, но если кто бывал на Валааме, тот поймет, почему я уклонился. Все на Валааме вызывает на размышления, увлекает мысль далеко от предмета, который эту мысль вызвал.
Фотографические снимки, разложенные на прилавке в святых воротах, очень порядочны и показывают работу знающего мастера. Но в числе этих видов большинство представляют снимки с монастырских зданий, скитов, часовен, крестов. Все, следовательно, соответствует вкусам богомольцев и характеру иноков. Я заинтересовался группой схимонахов с игуменом во главе. На ней представлен схимонах Иоанн, промолчавший 14 лет, один из самых выдающихся схимонахов обители, недавно умерший. А вот схимонах Сергий, смиреннейший инок, который долгие годы страдал от нескольких болезней сразу – от ревматизма, грыжи, старческой немощи и, несмотря на это, не пропустил ни одной службы. Сильной волей обладал схимонах Сергий, но болезни настолько измучили его, что в одну из долгих служб не смог он преодолеть великой боли и, подойдя к своему „старцу“, отцу духовному, в слезах, может быть, в слезах стыда, стал просить:
– Отпусти, отче, в келью… силы моей не стало… отпусти… помираю на молитве…
Ослаб схимонах Сергий, но строг устав в лице „старцев“.
Проект о достопримечательностях, обычаях, городах, людях, странниках и странствиях представляет для пытливого посетителя большое собрание документов информирующих об парусных морских путешествиях.
Если вы хотите найти информацию о советах путешественникам, правилах поведения в походе или подготовке к походу, то наш ресурс может предоставить вам рассказ о Семене Дежнёве, необычном первооткрывателе.
Покачал „старец“ головой и строго сказал:
– А кто канон будет стоять за тебя? правило отпускное кто слушать будет?
– Не вмоготу, старче, силы нет стоять…
– Ну, не можешь стоять – сиди!
– Не могу и сидеть! – говорит схим. Сергий.
– Не можешь сидеть – лежи! Лучше в храме Божьем помереть, на молитве стоя.
Так и не пустил.
Автор:
[Ваше мнение]
Страницы: ↑ [Вернуться]
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
[ 50 ]
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
Статьи по теме:
Картины Африки и Азии (стр.11)
Картины Африки и Азии (стр.11)