Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.2)

Опубликовано: 24/09/2013 Читателей: 1431

Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.2) 
      Вглядываясь в эти останки былого, вслушиваясь в говор жителей, понимаешь, что тут был особенный мир с своеобразною жизнью и особенным языком. Не только в Данилове, но и в окрестных селениях комнаты до сих пор зовутся «кельями»; название «часовни» преобладает над названием церкви; семейства и семейный быт только с виду: жен нет, а есть «подруги», мужчины и женщины почти все с отечеством или прозвищем «Богдановых», то есть незаконнорожденные. Старые крестьяне называют себя «людьми по вере» или «христианами», православных или своих единоверцев, над которыми совершено «понурение» (св. крещение) — «мирскими». Они осеняют себя большим двухперстным знамением перед старописанными иконами у себя на дому, живут одиноко или с подругами, избранными с обоюдного согласия и с благословения родителей, пьют и едят в особых чашках и особыми ложками. В их внешнем виде, в выражении лиц есть что-то особенное, стародавнее, чинное. В деревне дома расположены не по крестьянски. Войдите в дом: он разделен перегородками на небольшие каморки – кельи. В каждой келье множество образов старинного письма и меднолитных икон и створов; под образами старопечатные и старописьменные книги, на стенах изображения мифических птиц, лестовки и подручники, на лавке кадильница, в келье спертый запах деревянного масла и ладана. Вон в той избе за печкой каморка, теснее других; в ней тоже висит медная икона, повешен особый рукомойник; в ней живет ветхий старичек, у которого на лбу и на маковке выстрижены волосы. Можете быть уверены, что старик этот осудил себя на совершенно одинокое житье, не сообщается в еде и пище даже с своими домочадцами и не позволяет им даже молиться на свою икону. Прислушайтесь к разговору двух или трех маститых представителей раскола: у них идет речь о том, над чем были поставлены две первобытные души Левиафан и Енох, над водою или над сушею? Один доказывает, что чай пить можно, потому что запрета на него в писании не положено ; другой оправдывает старушку из околотка, которая согласилась «на глухую исповедь», чтобы, в случае смерти, отвлечь неприятности от родных, но обвиняет другую, которая «тесноты ради» исповедалась вполне; третий охуждает денежную веру Аристовцев, по толкованию которых, человеку подобает отпеть себя за живо: тогда душа улетает на небо, а на земле остается одно тело, которому предоставляется полная свобода грешить.

      Но все это только следы былого воспоминания; даже догматов и обрядов упорно держатся только старые люди. Их осталось в Даниловском погосте 15 м. и 65 ж., в Лексинском 10 м. и 65 ж., в Тихвиноборскомь 14 м. и 23 женщ. Может быть в целом Повенецком округе наберется человек 400 м. и до 500 женщин, явно следующих расколу; и, если присоединить сюда тайных приверженцев Даниловской и Филипповской секты, то число их не превысит 800 д. м. п. и 1,500 женск. на 23,000 слишком душ православного населения. И это в Повенецком уезде, в былом центре беспоповщины.

      В самом Даниловском селении Даниловцев 4 м. и 41 женщина: последние от 50 до 100 лет от роду, и иные достигли крайнего предела человеческой жизни. Они призреваются в богадельне и содержатся на счет крох, оставшихся от прежнего богатства Данилова. Мущины тоже все преклонного возраста.

      От Данилова к Лексе проезд на половину водою, на половину сухим путем. Десять верст надо плыть по реке Выгу в лодке, которую тянет лошадь по бечевнику; в одном месте, по милости порогов, нужно выходить на берег и идти с полверсты пешком. На этом пространстве стоит, в развалинах, принадлежавший некогда Даниловским сектантам огромный мукомольный завод. От Сергиевского небольшого выселка, когда-то скита, расположенного при впадении речки Лексы в Выг, приходится ехать 12 верст, в тряской тележке, по каменистой дороге, которая извивается по берегу Лексы. Местность печально пустынна, но на полях видны и теперь следы прежней тщательной обработки.



      Лексинское селение расположено посреди лесов; оно очень живописно. Здания бывшего общежительства сохранились гораздо лучше чем в Данилове и дают понятие, чем мог быть последний лет двенадцать тому назад. Лекса также разделена на две половины, мужскую и женскую, в полуверсте от которых находятся избы Псковских поселенцев. На мужской половине заметны: большая сборная часовня, столовая, гостиная, на женской другая соборная часовня, колокольня, малая богадельня, большая богадельня, псалтырня, дом Галашевских. Мы поместились в последнем здании и долго ходили, разглядывая комнаты. Как все раскольничьи постройки, оно со множеством входов и выходов, построено из весьма прочного материала и содержится в чистоте. Комнаты высокия, окна светлые, вообще дом такой, каких и в Петрозаводске не много. Одно отделение, совершенно пустое, замечательно по расписным дверям своим: на них довольно хорошо изображены разные апокалипсические и символические изображения: тут есть и птицы с человеческою головой и «Европия» в виде величавой женщины; под изображениями объяснительные надписи.

(на иллюстрации фото С.М. Прокудина-Горского "Олонецкая губерния. Завод для вяления рыбы")


Автор:
Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.2)
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 7]


Мнение[Ваше мнение]

Страницы:
  • [Вернуться]
  • 1 [ 2 ] 3 4 5 6 7 8 9 10


    Статьи раздела

    Новости раздела

    Новости путешествий

    Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Экскурсия на производство художественного стекла может быть очень увлекательной и познавательной. Мало того, что ...

    знаете ли вы?

    Как отдыхается в Крыму Как отдыхается в Крыму Крым - одно из самых удивительных и живописных уголков нашей планеты. Крупные курорты здесь пресловуты: тёплым морем, чистыми пляжами, редкими видами растений, хорошо развитой инфраструктурой и большим количеством достопримечательностей. Наиболее ...

    Читайте нас в Twitter