Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.5)
Опубликовано: 24/09/2013 Читателей: 1360
Отношение Денисовых к Петровской реформе было самое враждебное. Они сознательно противодействовали ей, поддерживая старые порядки сооружением монастырей, скитов, пустынь в Поморском и Обонежском крае, основывая общежития с выборными распорядителями и уставщиками, утверждая раскольничью догматику и проповедуя несообщение не только с иноземцами, но даже и с православными. При случае они не задумывались вступать в прямые сношения с врагами Петра, и в письмах царевны Софии к Мышецким, которые, по слухам, до ныне хранятся у раскольников, нашлось бы объяснение не одной темной интриги, волновавшей царствование Петра. Но в обыденной жизни Денисовы проповедовали уступчивость и сдержанность и даже ухитрились снискать некоторое расположение грозного монарха присылкою в Петербург оленей и происками у влиятельных вельмож. По вступлении на престол Императрицы Екатерины, при чрезвычайном усилении Поморской секты, Денисовы стали решительно проповедовать повиновение и покорность предержащей власти, и в 1842 году Самаринская комиссия нашла в монастырских печатное свидетельство постоянного богомоления за Государей.
С тою же многознаменательною уступчивостью умели Денисовы улаживать догматические и общественные разногласия, возникавшие в среде Выгорецких раскольников. Проповедуя о девственной жизни, они хорошо понимали, что, если последователи остались бы верны их учению, то Поморской секте не просуществовать и полвека. Когда многие из сектантов вступили в браки «спокойствия и тесноты ради» и должны были обвенчаться в православной церкви, фанатики отлучили их от общения с собою и заклеймили именем «новоженов». Денисовы убедили ревнителей догмы принять новоженов в свою среду, а за «падение» наложить лишь на них тяжкую епитимию. Таким образом и будущность секты была обеспечена, и заповедь о девственной жизни сохранена.
Разъезжая по целой России, Денисовы всюду старались собирать дорогие и древние редкости для украшения своих любимых обителей. Сюда было ими свезено множество старинных икон, старописьменных и старопечатных книг, напрестольных крестов, богатой утвари. Самая наружность этих драгоценностей, почет отдаваемый им самими православными, привлекала в Выгорецкие скиты не мало поклонников. Строгое монастырское чиносодержание славилось между всеми сектами так, что отсюда был заимствован чин, введенный впоследствии на Московском Преображенском кладбище пресловутым Ковылиным. Едва случался между братиею соблазн или раздор, собиралась сходка, и на ней медоточивая речь Денисовых всегда умела направить массу к благоразумной строгости, оставляя заблудшим овцам исход к примирению чрез покаяние и епитимию.
Проект о обычаях, странах, людях, путешественниках, достопримечательностях и странствиях представляет для увлечённого посетителя большое собрание материалов рассказывающих об духовных паломничествах.
Если вы ищете информацию о правилах поведения в походе, здоровье в походе или советы путешественникам, то наш ресурс может предложить вам сведения о Семене Дежнёве, необычном первооткрывателе.
В общежительстве Денисовыми были учреждены школы для обучения детей обоего пола грамоте, устроены больницы для недужных и богадельни для призрения бедных и престарелых, заведены мастерские для переписки книг, иконописания и литья медных крестов и икон. Для обеспечения монастырского продовольствия разработано множество пахотных и сенокосных земель около монастырей, а в 1710 году в Каргопольском уезде, близ реки Чаженки, взято в оброчное содержание более 13,000 десятин земли, которые давали обильную жатву и позволяли содержать большое количество рогатого скота.
Для распространения поморского учения были разосланы эмиссары по целой России, которые наделяли совращенных книгами, иконами, наперстными крестами, лестовками и привозили в монастыри богатые вещественные и денежные пожертвования от ревнителей. Эмиссары эти, следуя примеру Денисовых, умели искусно приспособляться к умственному и нравственному состоянию слушателей и не жалели жизни и свободы ради успехов своей пропаганды.
(на иллюстрации фото С.М. Прокудина-Горского "За пряжей. В деревне Изведово" ~1910гг.)
Автор:
Картины Африки и Азии (стр.11)