Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.4)

Опубликовано: 24/09/2013 Читателей: 1894

Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.4) 

Прошедшее Данилова и Лексы



      Безпоповщинский раскол в Олонецкой губернии сначала не имел определенной доктрины. Раньше других сект из него выделилась Поморская, возникшая и получившая свое развитие в Выгорецких общежительствах, об основании которых записки и предания раскольников рассказывают следующее:

      Инок Корнилий, бывший на известной Московской сходке раскольников, вместе с учеником своим Захариею поселился в восточной части Повенецкого уезда, посреди болот, простирающихся вдоль реки Выга. Он стал вести пропаганду окрестным жителям. Учение его состояло из общего всем раскольникам порицания церкви и её таинств и из проповеди об иноческой и безженной жизни, о необходимости перекреститься всем, кто подвергся «еретическому понурению» и избегания всякого сообщения с «Никониянами». К первым переселенцам вскоре примкнули Соловецкие беглецы: черный дьякон Игнатий, игумен Досифей, и дьячек Шунского погоста Данила Викулин. Их учение быстро распространилось между жителями Шунскаго, Толвуйского, Челмужского приходов и вообще во всем так называвшемся «Повенецком рядку». Еще при жизни Захарии, в 1677 году, явилась потребность выстроить часовню для богомоления; а с 1694 года был уже основан первый Выгорецкий монастырь Даниловский; в котором киновиархом был признан Данила Викулин. К Викулину в 1695 году присоединились два брата из рода князей Мышецких Андрей и Семен Денисовы. Прилив населения в монастырь увеличивался с каждым годом; сначала мужчины и женщины жили вместе в одной хоромине, отделяя свои помещения сперва занавескою, потом стенкой из досок, но вскоре принуждены были выстроить особые дома для женщин и мужчин и разделить монастырь на мужской и женской. В 1706 г. был уже основан женский Крестовоздвиженский и Лексинский монастырь в 22 верстах от Данилова. Он состоял в зависимости от последнего и получал оттуда казначеев, нарядчиков и рабочую прислугу. «Большуха» (настоятельница) назначалась по избранию сестер и по усмотрению Даниловских киновиархов. Первою Лексинскою большухою была Соломония, родная сестра Денисовых. Кроме обоих Выгорецких монастырей, по инициативе Денисовых, был основан Тихвинским уроженцем Геннадием Тихвиноборский скит при речке Геннадиевке, посреди дремучих лесов: сюда набралось много беглецов из Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи и Ребол. Кругом монастырей раскинулось множество пашенных дворов, 27 скитов, отдельным же кельям и посельцам по дебрям и горам не было счета.


      Выгорецкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться со времени прибытия Денисовых. Ум, выходивший из ряду обыкновенных, красноречие, громадная начитанность и некоторое образование, вынесенное из Киевской академии, доставили Андрею Денисову первое место между Выгорецкими старшинами и побудили их еще при жизни Данилы Викулина разделить власть киновиарха и, удержав за Викулиным сан настоятеля, предоставить Денисову звание «судии и правителя» Выгорецких раскольников. Но дело было не в звании: Денисов так хорошо знал окружающих, что не нуждался в каком-либо наименовании для направления к процветанию раскола. Его власть над раскольниками основывалась на умалении своей личности до потребностей и нужд массы, на уменье пользоваться обстоятельствами и непреклонной силе воли, которая не останавливалась ни пред какими препятствиями для достижения цели. Всем известно, что оба Денисовы формулировали учение Поморской секты в своих сочинениях и представили первые образцы стройной раскольничьей догматики. Но Андрей Денисов заботился не об одних Поморянах: он сознавал солидарность безпоповщины с поповщиною, и когда поповцы были поставлены в безвыходное положение запросом епископа Питирима о их учении, явились дьяконовские ответы, писанные под руководством Денисовых, если не ими самими. Основывая скит за скитом, поселение за поселением кругом Данилова, Денисовы захотели привлечь и уважение поповцев к Выгорецким общежительствам. Пол их влиянием небольшой Николаевско-Ладожский поповский скит, основанный беглецами из Ладоги, между Данилом и Челмужами, не имевший дотоле никакого значения, стал мало по малу процветать; богатые купцы навезли сюда старинных образов с дорогими окладами, построили часовню, большой богадельный дом. С той поры поповцы стали стекаться сюда на богомоление, а из Николаевско-Ладожского скита, разумеется, не пропускали случая посетить Данилов и Лексу.


(на иллюстрации фото С.М. Прокудина-Горского "Петрозаводск. Общий вид от станции Мурманской жел. дор." ~1910гг.)


Автор:
Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.4)
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 5]


Мнение[Ваше мнение]

Страницы:
  • [Вернуться]
  • 1 2 3 [ 4 ] 5 6 7 8 9 10


    Статьи раздела

    Новости раздела

    Новости путешествий

    Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Экскурсия на производство художественного стекла может быть очень увлекательной и познавательной. Мало того, что ...

    знаете ли вы?

    Итальянская мебель как воспоминание о путешествиях в Италии Итальянская мебель как воспоминание о путешествиях в Италии Бывает так, что путешествуя в других странах, мы настолько проникаемся духом этих путешествий, что нам хочется привезти с собой частичку понравившейся нам страны. Чаще всего это бывают небольшие сувениры, картины, одежда. Но бывает и так, что ...

    Читайте нас в Twitter