Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.7)

Опубликовано: 24/09/2013 Читателей: 1464

Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.7) 

От Кяппесельги до Спасской Губы



      В д. Кяппесельге (29 июня) мы покинули почтовый Повенецкий тракт и направились в глубь Корелии, почти паралельно границ уездов Петрозаводского и Повенецкого, через Тивдию, Уссуну и Койкары, в Линдозеро. От почтовой станции до Лижмозера путешественник может выбирать между ездой верхом, ходьбой пешком и переездом в санях. Да, в санях. Там, где поезд плох, в Олонецкой губернии употребляются телеги, таратайки или кабриолеты, верховые лошади; где можно плыть – лодки; где нельзя ни проехать, ни проплыть – идут пешком, едут верхом, на дровнях, в санях, пожалуй в качалке; клад везут на волоках. Волока – это длинные оглобли, у которых нижние кницы толсты, загнуты для волоченья по земле и скреплены перекладиной; к перекладине прикрепляют доски, и на них кладут багаж путника. Качалку устраивают между двумя лошадьми, и крестьяне уверяют, будто ехать в ней очень покойно «как в зыбке (в колыбели)». О других способах переезда упомяну только, что в Каргопольском уезде по небольшим речкам в лодках не гребут, а «пихаются». Гребец упирается веслом в берег и подвигает вперед лодку.

      И так мы двинулись в путь: кто верхом, что в санях, кто пешком. Был удушливо-жаркий день, тропа приходилась как раз против лучей солнца, мириады оводов, мух и мошек носились около лошадей, но в сумятице садились и на людей и, вероятно по ошибке, пробовали кусаться, и, если кто ни будь не успевал принять предосторожности, то мгновенно бывал укушен до крови. Дорога была насмешкой над этим именем: между чащей корбы (дремучего леса, выросшего на болоте) тянулась узенькая тропа, усеянная большими и острыми каменьями, кочками, корнями, изрытая ямами; в топях, на больших протяжениях, были настланы мостки, то есть в грязь брошены бревна и жерди: из них одни сгнили, другие перевертываются, когда на них ступишь, третьи торчат вверх и вниз. Вот они знаменитые мосты, которые, ведя коня одной рукой, другой настилал Илья Муромец от Чернигова к Киеву, и дорога, должно быть, была дорога, которая до исправления богатырем считалась заколодевшею и замуравевшею.

      Отбывши невольную дорожную повинность, усталые, истомленные зноем и искусанные гнусом, мы добрались кое-как до берегов Лижмозера, где пересели в лодку. Солнце было на закате, к вечеру появились тучи комаров; но за то нас везли быстро дружной граблей . Гребцами были лихие и бесстрашные «гагары», жители Лижмозерского острова, которым каждый день по нескольку раз приходится переплывать озеро: на их острове только усадьбы, а пашни, пастбища и сенокосы за озером. Даже крестьянки Лижмозерския, чтобы подоить коров, должны каждое утро, не смотря ни на какую погоду, переправляться на «мандеру» (материк). Лижмозеро в длину верст 13, а в ширину кажет гораздо менее потому, что горизонт заслонен несколькими большими островами. Берега низменные, болотисты и поросли густым лесом. На твердой земле нас ждали верховые лошади, на которых, такой же отвратительной дорогой, как и до Лижмозера, мы добрались до селения Тивдии.


      Рядом с Тивдиею находится знаменитая Белая Гора и Тивдийские мраморные ломки. Стены доломитовидного мрамора выше 12 сажен поднимаются над горизонтом воды и далеко тянутся вдоль берега. Их почернелые, разорванные массы привлекают внимание не одною своею живописностью: везде видны следы человеческого труда. Разнородные глыбы мрамора, осколки и щебень разбросаны у подножья горы. На нее взбираются по природной каменной лестнице, которой ступени приспособлены для ходьбы гигантов и где обыкновенным смертным приходится лезть и цепляться, чтобы пробраться на самую вершину. Оттуда можно окинуть взглядом на далекое пространство ломки, ряды скал, длинную полосу реки и её бесплодные берега.

      Мрамор, добываемый на ломках, беловатого цвета с красноватыми жилками, верхние слои его светлее, нижние темнее и порой переходят в зеленоватый оттенок. Его добывали, отделяя большие глыбы от кряжа порохом: этот способ легче разбуриванья клином, но за то от сильного сотрясения при взрывах вся каменная масса получает трещины, и таким образом значительное количество мрамора пропадает без всякой пользы. Вообще разработка мрамора порохом признана в Европе окончательно вредною и в Алжирии на значительных ломках «iегdе аntiе» безусловно заменена отделением глыб посредством деревянных клиньев.

(на иллюстрации фото С.М. Прокудина-Горского "Медвежья гора" ~1910гг.)


Автор:
Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.7)
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 7]


Мнение[Ваше мнение]

Страницы:
  • [Вернуться]
  • 1 2 3 4 5 6 [ 7 ] 8 9 10


    Статьи раздела

    Новости раздела

    Новости путешествий

    Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Экскурсия на производство художественного стекла может быть очень увлекательной и познавательной. Мало того, что ...

    знаете ли вы?

    За экзотикой — в Малайзию За экзотикой — в Малайзию Именно за этим едут сюда наши соотечественники. В любое время года температура здесь не опускается ниже +22 градусов. Местные пляжи, горные курорты, живописные пейзажи и колоритная культура привлекают сюда отдыхающих. Особой популярностью ...

    Читайте нас в Twitter