Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.6)

Опубликовано: 24/09/2013 Читателей: 1208

Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.6) 
      Процветание Данилова продолжалось и при преемниках Денисовых. До 1850-х годов монастыри красовались высокими оградами, многочисленными часовнями, колокольнями, богадельнями, больницами. Целая иepapxия жила внутри и вне ограды: тут были большаки, большухи, келари, казначеи, нарядники (надсмотрщики работ), уставщики (хранители обряда), чтецы, певчие, псаломщики и псаломщицы, огородник и огородничья, стольник и стольница, истопник, повара, иконописцы, христославы, золотошвейки и несчетное множество чернорабочих и гостей. Для помещения их и для разных работ в обоих монастырях были устроены: гостиные (гостинницы), соборная келья (место совещаний), бронная, казначейская, келарьня, швальня, возачья, чеботьня, кожевня, привратная, поварьня, столовые, десяточные, псалтирня (где обучались петь), грамотная (школа), хлебная, плотницкая, кузнецкая, челядня. Для хозяйственных потребностей существовали погреба, кладовые, бани, бучая (прачешная), молочница, сараи для соломы, дворы конские и для рогатого скота, мукомольные мельницы и лесопильные заводы.

      Под ведением Данилова состояло 12 пашенных дворов или приказов и до 30 скитов. Пашенные дворы были расположены в местах, обильных покосами и удобных для запашки. В некоторых сооружены были часовни и выстроены жилые помещения в виде келий. Там жили большею частью монастырские работники и работницы и занимались для монастырей запашкой, сенокошением и разведением рогатого скота. Такие дворы были: в Пурнозере, Паже (сенные покосы), Пигматке (пристань), Вожмозере (покосы), Половинном, Тогме (покосы), Соломаньине, Верхней Лексе, Марковском, на Стороннице, Палозере и Линдогорье. Из скитов наиболее замечательны были: Тихвиноборский, Николаевско-Ладожский, Шелтопорогский, Огорельский, Кодозерский и Березовский. В последнем существовала школа иконописи, в Огорельском рисовали на продажу венчики для покойников и символические изображения из Апокалипсиса, в Кодозере выливали медные иконы и кресты.

      Поверенные Выгорецкого общежительства разъезжали по России не только для проповеди, но и с целями торговыми. В низовых губерниях они покупали муку, которая выгружалась в Пигматке, на Белом море они имели рыбные ловли и промыслы, улов которых был обращаем частью на продовольствие раскольников, частью для продажи.

      Множество поклонников посылало ежегодно несчетные пожертвования и приношения в монастыри и шло поклониться их мнимой святыне. Богатые раскольники имели здесь особые так называемые братские дома, в которых до 50-х годов проживали купцы и купчихи из Петербурга, Москвы, Архангельска и других городов. Для бедных посетителей было раскрыто множество гостиниц и британских келий. Из Толвуи, Кижей, Охты посылали сюда детей на воспитание. Даже иные православные, введенные в соблазн ловкими рассказами об общем, будто бы, уважении «старой вере» или правильнее сказать слухам о привольном житье в Выгорецких скитах, отправлялись на побывку в Данилов и посылали туда деньги на поминовение родственников.



      О прежних средствах Данилова и Лексы можно составить понятие потому, что в 1854 г. на одной мужской половине Данилова существовало до 200 келий; в 1835 году на мукомольной мельнице вымолачивалось до 4,000 четвертей ржи, за продажу крестов выручалось до 5,000 рублей, за переписку сочинений до 15,000, а весь доход общежительства простирался до 200,000 руб. При таком доходе раскольники могли содержать в обоих монастырях в 1833 году до 1020 душ м. п. и 1800 ж., в 1853 г. до 800 душ обоего пола. В 1854 и 55 годах все вышеназванные монастыри, скиты и т. п. были уничтожены; незаконно в них проживавшие высланы и таким образом это вредное и влиятельное гнездо безпоповщинского раскола – безвозвратно потеряло силу и значение.

      Для блага святой Православной церкви, для преуспеяния на пути образования всего Олонецкого края можно искренно порадоваться, что все вышеизложенное обратилось теперь в предание, хотя и свежее еще, но которому с трудом верится. Остается только желать, чтобы местность Данилова и Лексы сколь возможно скорее утратила свой настоящий мрачный характер, чтобы полуразрушенные памятники раскола были срыты, и чтобы свет истин Евангельских и уважение к св. Православной церкви укрепились там на твердых, незыблемых началах.

(на иллюстрации фото С.М. Прокудина-Горского "Ферма на ст. Медвежья Гора" ~1910гг.)


Автор:
Из путевых заметок по Петрозаводскому и Повенецкому уездам (стр.6)
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 1]


Мнение[Ваше мнение]

Страницы:
  • [Вернуться]
  • 1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10


    Статьи раздела

    Новости раздела

    Новости путешествий

    Осенний туризм: плюсы, виды, страны Осенний туризм: плюсы, виды, страны Если вы являетесь ценителем красоты, прохлады и экономии, то осенние путешествия — это определенно для вас. Но ...

    знаете ли вы?

    Город Екатеринбург Город Екатеринбург В настоящее время туристическая отрасль России испытывает небывалый подъём. Это относится как внутреннему туризму, так и въездному. Прошедший Чемпионат Мира по футболу показал, что в России большое количество городов, кроме Москвы и ...

    Читайте нас в Twitter