По древнему водному пути (стр.3)
Опубликовано: 20/09/2013 Читателей: 507 14 августа.
С трудом продеваем наши байдарки в длинный, извилистый тоннель в завале, прорубленный накануне. Затем идем на веслах по одному человеку в байдарке. Остальные — берегом, пешком.
До сих пор на Щеберёхе мы пользовались короткими шестами или половинками разобранных весел. Гребцы поминутно выскакивают на мелях, но все же идем на веслах.
У Молвотиц, в устье реки Стабенка,— городище. Высота вала от двадцати двух до двадцати шести метров. Валы несколько повреждены в последнюю войну. Пробуем делать зачистку и удивляемся необычной насыщенности культурного слоя: много черепков XI, XII и XIV веков. Один черепок IX века. Кости, остатки дерева. Вот где покопаться бы!
Наша группа по заданию Музея истории и реконструкции Москвы принимала участие в раскопках Тушкова городка под Можайском, Перемышля Московского — столицы Перемышльского княжества под Подольском и ряда курганов. Поэтому вполне понятен интерес ребят к историческим памятникам.
Ниже Молвотиц — плотина из хвороста и валунов. Мельница.
15 августа.
Та же мелкая река. Песок и галька. В середине дня у деревни Бутылки начались опять гряды валунов. Пороги через каждые семьдесят пять - сто метров.
Но вот река резко меняет облик. Сперва она расширилась, появились кувшинки. Затем — два небольших островка камыша (этого раньше не было). За поворотом вся река сплошь заросла камышом. Такая резкая перемена говорит о близости устья. Проводим байдарки на руках между валунами: камыши мешают находить путь. Рассыпавшись по широкому руслу, блуждаем каждый со своей байдаркой, и всюду одинаково мелко.
С берета кричат наши пешеходы:
— Курган, разрезанный оползнем!
Такое пропустить нельзя. Бросаем байдарки и бегом через валуны и камыши устремляемся к высокому берегу.
Цепочка курганов. Один, на краю обрыва, разрезан. Делаем зачистку. Захоронение с сожжением трупа. Наш историк Евгения Владимировна Шолохова определяет: VIII или IX век.
Кругом следы войны. Окопы, надолбы, винтовочные и орудийные гильзы, немецкие каски.
Скоро ли Пола? На Щеберёху мы планировали пять-шесть дней, идем уже семнадцать. А впереди еще Пола, Ловать, Ильмень-озеро...
Проект о путешествиях, путешественниках, обычаях, достопримечательностях, городах и людях представляет для заинтересованного посетителя большое собрание материалов информирующих об великих путешествиях.
Если вы ищете информацию о советы путешественникам, правилах поведения в походе или подготовке к походу, то наш проект может предложить вам материалы о знаменитом первооткрывателе, Крузенштерне.
16 августа.
За весь поход не было ни одного дождя, и рюкзаки мы часто оставляем на траве, не вносим их в палатки.
Сегодня ночевали у деревни. Жители издали наблюдали за нами. Я пригласил их подойти, посмотреть на наши байдарки. Они отказались.
— У вас там своя жизнь, мы будем мешать.
На мои настойчивые уговоры послали одного:
— Сходи, Вася, потом нам расскажешь.
Когда мы заходили в дома за молоком или овощами, жители после расспросов о путешествии не отпускали, не угостив лепешками, молоком, медом.
Нельзя не полюбить этот радушный, приветливый народ!
Группа, идущая по берегу, кричит:
— Пола! Пола!
Широкая полноводная река с песчаным ложем. Громким «ура» встречаем мы Полу.
Радостные лица. Кончились наши бедствия! Поднажмем! Наверстаем время! Мы чувствуем себя почти в Новгороде.
Поставили вымпелы, идем кильватерной колонной.
Но вскоре снова пороги. Проводка на руках становится труднее из-за мощного потока, вырывающего байдарки из рук. Движение по мелководью осложняется также большим количеством затопленного леса — остатками многолетнего сплава.
По Щеберёхе мы прошли девяносто шесть километров, из них шестьдесят пять байдарки ехали на нас, и только тридцать один километр ехали мы.
Что-то даст нам Пола?
Стали на ночлег перед большим полуторакилометровым порогом.
Байдарка «Черепаха» доставляла нам много неприятностей. Ее командир Рома чинит судно беспрерывно, но оболочка очень изношена. Байдарка давно идет без всякого груза. Сегодня же она полностью потеряла плавучесть, и к месту ночлега экипаж добрался вплавь, буксируя ее за собой. Решаем разобрать каркас и поместить на других байдарках, оболочку сжечь, а команду расписать третьими пассажирами на остальные суда.
Автор:
Картины Африки и Азии (стр.11)