«Компас» И. Кацнельсон

Опубликовано: 30/06/2013 Читателей: 2838

«Компас» И. Кацнельсон В ящике стола лежит компас. Никелировка почти стерлась, желтые латунные бока тускло поблескивают. Даже северный конец стрелки не светится в темноте.
Но, глядя на этот старенький, видавший виды «адриановский» компас, я невольно вспоминаю и туристские тропы и суровые военные дороги...

КОМПАС НЕ ВРЕТ!

Летом 1936 года я с другом Борисом, студенты-металлурги, отправились в кольцевой поход по Кабарде и Сванетии. В то время даже группа из двух человек считалась полноценной, туристской. Мы бодро вышли из ущелья Адыр-Су в Верхний Бак- сан, а затем в Тегенекли (Пичвнари).
Этот район был очень популярным, почти ежедневно туристские группы шли в Сванетию через перевалы Бечо и Донгуз- Орун. Нами был избран Бечо — поближе и покруче.
После прошлогоднего восхождения на Эльбрус мы считали себя матерыми «туристскими волками», хотя нам едва исполнилось по девятнадцать лет.
Путь до места был пройден сравнительно быстро. Отдохнув я осмотрев Местию, двинулись обратно в Кабарду через Местийский перевал.
Объяснения консультанта местийской турбазы мы почти не слушали. Да что нам, покорителям Эльбруса, какой-то Местийский перевал, тем более что в руках у каждого из нас новенькие ледорубы, за плечами сизальская веревка, а в большом кармане рюкзака, в фанерном чехле,— кошки!
Однако к концу первого дня пути наша самоуверенность пропала. Измотавшись за день на моренах ледника Лекзыр, мы поняли, что перевал можно «случайно» и не найти. Теперь на остановках уже появлялись карта и компас. Но карта была крупномасштабной (кроки мы поленились снять на турбазе в Местии), она мало помогала, вся надежда была на компас.
      Решили идти по компасу точно на север, чтобы добраться завтра до лагеря «Сталь».
Переночевав на боковой морене Лекзыра, утром двинулись дальше. В пути старались идти по стрелке — на север, несмотря ни на какие препятствия. К нашему удивлению, стрелка часто отклонялась резко в сторону от русла ледника, и мы «царапались» по бараньим лбам, преодолевали на кошках крутые леднички между скалами. Вторую ночь кое-как провели на неудобной площадке. Ледник где-то правее, а мы, срезая углы, уперлись з сыпучие скалы.
Утром выяснилось, что из продуктов у нас осталась только банка сгущенного молока и немного хлеба. А перевального седла даже не было видно.
С большим трудом спустились к основному руслу ледника и начали подъем через ледопад.
Компас вел себя очень странно: его северный конец показывал в самые различные стороны.
— Наверно, здесь магнитная аномалия,— глубокомысленно заметил Борис. Я поддержал эту мысль и развил теорию о возможности продолжения известного Малкинского железнорудного месторождения до Местийского перевала.
Во время привала, сидя с пустыми желудками, мы с энтузиазмом обсуждали перспективы развития открытой нами магнитной аномалии.
— Слушай, а может быть, компас просто врет?— неуверенно спросил Борис.
— Компас никогда не врет! — с апломбом ответил я и начал устанавливать его на гладком камне. Взяв направление на ориентир — рыжеватый скальный выход, мы прошли несколько шагов.
— Давай сверим направление еще раз,—предложил Борис. Я отодвинул защелку, и... компас показал на 90° в сторону: вместо азимута 350° наш ориентир стал на азимут 80°. Борис снял рюкзак, положил ледоруб и сориентировал карту. В его руках компас опять показывал азимут 80°. Что за чудо?
«Чудо» первым разгадал Борис:
— Остолопы! Ведь мы сверялись по компасу, держа ледоруб в руках. Конечно, стальная головка ледоруба отклоняла стрелку...
К вечеру мы были в лагере. Почти пять дней занял у нас путь из Местии. Три дня пропало из-за неумения пользоваться компасом. Но зато мы на всю жизнь усвоили: «Компас не врет!»
ВЫХОД ИЗ ОКРУЖЕНИЯ

Это было несколько лет спустя.
С тяжелыми боями советские войска отходили на восток. На небольшой станции южнее Брянска мы услышали тревожную весть: гитлеровцы высадили десант в районе станции Комаричи и овладели Орлом. Теперь наше подразделение оказалось в ста двадцати километрах за линией фронта, в глубоком немецком тылу.
Выполнив задание, решили пробиваться на восток, к своей части.
Я был выбран начальником штаба нашей небольшой группы. Сразу же по карте наметили маршрут: нужно было пересечь несколько шоссейных дорог и большаков, охраняемых немцами, пройти Навменские леса, выйти к дремучему Кудеяру (по рассказам лесников, в тех местах когда-то укрывался разбойник Кудеяр), а оттуда — к Белеву.
Мы попытались идти днем, но были обстреляны. Гитлеровцы устраивали засады, чтобы не пропускать окруженцев; часто у дорог завязывались ожесточенные бои. По дорогам патрулировали немецкие танки и танкетки.
Буквально на каждом шагу валялись листовки с «последними сводками» о взятии Москвы. Невзирая на это, отдельными командами, подобно нашей, а также целыми подразделениями и частями шли бойцы Брянского фронта на восток. Им помогали партизаны.

За ночной переход мы делали по тридцать-сорок километров. Приходилось пробираться сквозь густые заросли дремучего леса, по пояс брести в холодной осенней воде брянских болот. Несмотря на темные октябрьские ночи, мы ни разу не отклонились от намеченного пункта более чем на один-два километра. Маленький туристский компас ни разу не подвел за все время этого изнурительного двухнедельного ночного марша.
Однажды на рассвете мы встретились с одной «бескомпасной» группой, которая, как и мы, пробивалась к своей части. Пожилой майор подошел ко мне, вынул массивные золотые часы и предложил: «Махнем на компас». Я отказался.
— Он собирается с этим компасом путешествовать по Кавказу и Памиру,— сказал майору заместитель политрука Василий Лебедь. И хотя эти слова в то время звучали как сказка, они сбылись.
Недавно мы с подполковником Сергеем Гнедко, который приезжал ко мне в гости с дальней южной границы, вспомнили об этих днях.
И я вынул свой старый компас, которому довелось в тридцатых годах прокладывать маршруты на моих первых туристских тропах, в сороковых — выводить бойцов из окружения, а в пятидесятых — снова брать азимуты на лесные сторожки, в Крымском заповеднике, на Закарпатские колыбы...
Где предстоит побывать моему верному спутнику в шестидесятых годах?
Верится, что это будут дальние пути по необъятным просторам нашей любимой Родины.

Автор:
Оценка статьи: ОтвратительноУжасноПлохоСреднеХорошоПохвальноОтличноПревосходноПрекрасноВеликолепно! [Голосов: 3]

Мнение[Ваше мнение]

Страницы:
  • [Вернуться]

• Статьи раздела

Новости раздела

Новости путешествий

Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Чем может быть интересна экскурсия на производства художественного стекла Экскурсия на производство художественного стекла может быть очень увлекательной и познавательной. Мало того, что ...

знаете ли вы?

Перевод инструкций в бюро научно-технических переводов «Магдитранс» Перевод инструкций в бюро научно-технических переводов «Магдитранс» Агентство научно-технических, экономических, научно-популярных, деловых, строительных, энергетических, нормативно-правовых письменных и устных переводов с главным офисом в Махачкале в течение десяти лет занимается предоставлением грамотных и ...