Кругосветная экспедиция Крузенштерна
Опубликовано: 05/05/2013 Читателей: 7261 В 1793 году Крузенштерн с группой из 12 отличившихся офицеров, в которую входил и Ю.Ф. Лисянский, его будущий соратник в предстоящем кругосветном путешествии, был отправлен в Англию для совершенствования морского дела. Он служил на кораблях английского флота, в основном, на фрегате «Thetis». Крузенштерн побывал у берегов Северной и Центральной Америки, ходил в Африку, участвовал в сражениях с кораблями французского флота. В Филадельфии Крузенштерн встречался с американским президентом Джоржем Вашингтоном. Пока фрегат «Thetis» стоял на ремонте, будущий капитан совершил путешествие в Вест-Индию, посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова, побывал на мысе Доброй Надежды, в Ост-Индии, на острове Святой Елены и даже Китае.
Посетив китайский город Кантон (сейчас Гуанчжоу) Крузенштерн обратил внимание, что товары из России, особенно пушнина, пользуются в Китае повышенным спросом и стоят больших денег, что могло бы принести большую финансовую выгоду для России в случае организации морской торговли с Китаем. Одновременно Крузенштерн обдумывал возникшие у него еще во время русско-шведской войны идеи об организации кругосветного плавания в целях совершенствования навыков моряков, улучшения конструкции кораблей, дальнейшего развития русского флота и повышения престижа России как морской державы за счет дальних океанских плаваний. Дальние морские походы позволят развивать торговлю с колониями в Америке, Африке и Индии и снабжать наших соотечественников на Аляске всем необходимым.
В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию из английского обучения и через некоторое время представил в Морское министерство свой проект кругосветного плавания для создания торговых отношений с далекими странами и получения научных знаний о посещаемых странах и Мировом океане в целом. Но его проект не нашел одобрения в министерстве. Крузенштерн не был известен в морских кругах, У России после войны с Францией и Швецией не было средств на организацию кругосветного плавания, а чиновники от министерства считали, что России нет надобности завоевывать позиции морской державы, потому что англичан в этом плане не обойти. По мнению морских чиновников, Россия должна довольствоваться тем, что у нее сильная сухопутная армия и развитие морского флота ей не нужно.
Через 2 года Крузенштерн смог заинтересовать своим проектом министра коммерции графа Н.П. Румянцева, к которому обратилась влиятельная и богатая Российско-Американская компания (РАК) с похожим проектом. Румянцев обратился к Императору Александру I и получил его одобрение. Окончательный проект был сформирован в симбиозе между проектами РАК и Крузенштерна, утвержден, и Крузенштерн был назначен ответственным за его исполнение. Интересно, что Иван Федорович сначала отказался – он как раз женился и ожидал прибавления в семействе, но морской министр адмирал Н.С. Мордвинов его смог уговорить, пригрозив, что если Крузенштерн не встанет во главе экспедиции, ее отменят. Просто на тот момент Крузенштерн и Лисянский были лучшими офицерами морского флота России и только у них был опыт дальних морских странствий. В разработке исследовательской части проекта принимала участие Академия наук. Российско-Американская компания, созданная специально для освоения российских территорий в Северной Америке (Аляска, Кадьяк, Алеутские острова, Уналашка и Ситха), поручила Лисянскому закупить два корабля, «Надежду», водоизмещением 450 тонн, и «Неву», водоизмещением 370 тонн, а также необходимые для путешествия припасы и оборудование. «Надежде» было на тот момент 3 года, «Неве» - один. Компания РАК занималась охотой на морских котиков, песцов, лисиц и других пушных зверей, скупала у северных племен добытые меха и была заинтересована в расширении рынков сбыта.
Шлюпом «Надежда» командовал руководитель предстоящей экспедиции И.Ф. Крузенштерн, которому уже был присвоен чин капитан-лейтенанта, а «Невой» командовал тоже капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский. Помощником Крузенштерна был назначен лейтенант М.И. Ратманов, отличившийся в войнах со шведами и французами. Суда относились не к торговому флоту, а к военному, и носили военный Андреевский флаг. Помимо исследования новых рынков сбыта, император Александр I решил по настоянию РАК отправить в Японию российское посольство для развития торговых отношений. Посланником в Японию был назначен камергер Н.П. Резанов, который был членом правления РАК и крупным акционером. Предполагалось, что он заключит договор о покупке риса в Японии для снабжения русских поселений на Аляске. Фактически Резанов стал таким же руководителем экспедиции, как и Крузенштерн. Такое положение не могло не привести к конфликтам между военным офицером и изнеженным вельможей.
Русское правительство согласилось на посольскую миссию Резанова только потому, что на этом настаивала РАК, которая финансировала весь проект. Для России это посольство было не нужным и выгод России не приносило. Резанов был камергером, одним из многих, ничем не выдающимся, членом правления и уполномоченным корреспондентом РАК, обер-прокурором Первого департамента Сетана, кавалером ордена Святого Иоанна Иерусалимкского, но опыта дипломатической работы у него не было. Приведя на корабль многочисленную свиту, он «забыл», что дипломат должен иметь почетный караул. При заходе на Камчатку Резанов «одолжил» у генерал-губернатора П.И. Кошелева двух унтер-офицеров, барабанщика и пять солдат для придания солидности дипломатической миссии.
Далее
Автор:

В Арктике летом уменьшилось количество льда
Статьи раздела
Новости раздела
Новости путешествий

знаете ли вы?
