Иван Федорович Крузенштерн (стр.1)
Опубликовано: 16/06/2013 Читателей: 2446 В 1799 году Крузенштерн вернулся в Россию из английского обучения и через некоторое время представил в Морское министерство свой проект кругосветного плавания для создания торговых отношений с далекими странами и получения научных знаний о посещаемых странах и Мировом океане в целом. Но его проект не нашел одобрения в министерстве. Крузенштерн не был известен в морских кругах, У России после войны с Францией и Швецией не было средств на организацию кругосветного плавания, а чиновники от министерства считали, что России нет надобности завоевывать позиции морской державы, потому что англичан в этом плане не обойти. По мнению морских чиновников, Россия должна довольствоваться тем, что у нее сильная сухопутная армия и развитие морского флота ей не нужно.
Через 2 года Крузенштерн смог заинтересовать своим проектом министра коммерции графа Н.П. Румянцева, к которому обратилась влиятельная и богатая Российско-Американская компания (РАК) с похожим проектом. Румянцев обратился к Императору Александру I и получил его одобрение. Окончательный проект экспедиции был сформирован в симбиозе между проектами РАК и Крузенштерна, утвержден, и Крузенштерн был назначен ответственным за его исполнение. Интересно, что Иван Федорович сначала отказался – он как раз женился и ожидал прибавления в семействе, но морской министр адмирал Н.С. Мордвинов его смог уговорить, пригрозив, что если Крузенштерн не встанет во главе экспедиции, ее отменят. Просто на тот момент Крузенштерн и Лисянский были лучшими офицерами морского флота России и только у них был опыт дальних морских странствий.
Российско-Американская компания поручила Лисянскому закупить два корабля, «Надежду», водоизмещением 450 тонн, и «Неву», водоизмещением 370 тонн, а также необходимые для путешествия припасы и оборудование. «Надежде» было на тот момент 3 года, «Неве» - один.
Шлюпом «Надежда» командовал руководитель предстоящей экспедиции И.Ф. Крузенштерн, которому уже был присвоен чин капитан-лейтенанта, а «Невой» командовал тоже капитан-лейтенант Ю.Ф. Лисянский. Помощником Крузенштерна был назначен лейтенант М.И. Ратманов, отличившийся в войнах со шведами и французами. Суда относились не к торговому флоту, а к военному, и носили военный Андреевский флаг. Помимо исследования новых рынков сбыта, император Александр I решил по настоянию РАК отправить в Японию российское посольство для развития торговых отношений. Посланником в Японию был назначен камергер Н.П. Резанов, который был членом правления РАК и крупным акционером.
На «Надежде» плыли ученые из Российской Академии наук – астроном И.-К. Горнер, швейцарец по национальности, врач, зоолог, ботаник и художник В.Т. Тилезиус, доктор медицины К.Ф. Эспенберг, этнограф, путешественник, врач и натуралист Г.Г.фон Лангсдорф – все немцы. Среди моряков были будущий руководитель двух кругосветок Отто Коцебу и будущий первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен.
Автор:
Годовщина старта Первого русского кругосветного плавания