Паломничество иеромонаха Мелетия
Опубликовано: 13/06/2013 Читателей: 2540 В 1793 году иеромонах Мелетий из Саровской пустыни сходил в Иерусалим и подробно рассказал о Святых местах иерусалимских и местности, прилегающей к ним. Причем, составляя свои записки, он изучал местные рукописи, хранившиеся в храмах и монастырях Иерусалима, и записывал предания, устно рассказывавшихся монахами и священнослужителями. Его записи можно назвать полноценным научным историческим трудом во славу Божию. Много места в своих записках Мелетий уделяет вопросу распространения сектантства и его отличию от церковных канонов. Вытесняя православные церкви, секты занимают бывшие христианские храмы.
Интересны его рассуждения о том, откуда приходит Святой огонь в Великую субботу. Он говорит, что многие люди видят в пыли, поднятой ногами многочисленных прихожан, и солнечном луче, пробивающимся из отверстия в крыше, схождение святого огня с неба. Мелетий говорит, что так могут рассуждать лишь неумные люди. На самом деле Святой огонь исходит от самого гроба Господня, утверждая торжество православия и истинной веры. Он подтверждает свои слова рассказами очевидцев, что на крышке гроба начинают плясать искры белого, красного и голубого цветов, которые собирались вместе и вспыхивал огонь. Огонь тот не жжется и не опаляет, и от него зажигаются кадила и свечи. Природа появления Святого огня до настоящего времени не объяснена научно.
Очень подробно был описан Мелетием Иерусалимский храм, перечислены все важные иконы с указанием стиля написания или школы иконописи и места изготовления. Большая часть икон была из России. Этот сохранившийся список тем важен, что он был последним полным списком икон Иерусалимского храма перед пожаром 1807 года, уничтожившем практически все святыни и внутреннюю отделку храма.
Интересны рассуждения Мелетия о древнем Иерусалиме, что это был большой город, больше, чем тот, который он посетил. И Голгофа находилась внутри города, а не за городской чертой, но вне Сионской крепости. Мелетий указывает, что Голгофа в Евангелии не была названа горою, а лишь местом, имелось в виду именно лобное место, специально выбранное для казни важнейших преступников, в том числе и сына Божьего, как незаконного иудейского царя. Он также указывает, что сад иудейского старейшины Иосифа не мог находиться рядом с лобным местом, а горой Голгофу стали называть после того, как по приказу римского императора Адриана она была засыпана землей, а на ее вершине соорудили храм Венеры. Через 300 лет мать римского императора Константина Елена нашла это место и откопала Гроб Господень, лобное место Голгофу и Крест Господень. Все выводы Мелетия соответствуют событиям и расположению объектов на месте.
Автор: