Паломничество Андрея Муравьева
Опубликовано: 13/06/2013 Читателей: 2553 В конце 1829 года Андрей Николаевич Муравьев, сын известного математика и генерал-майора Николая Муравьева, друг Пушкина, Вяземского и Баратынского, совершил паломничество в Палестину и Египет и написал большой труд «Путешествие по святым местам», который был издан в 1832 году. К тому времени писатель и глубоко верующий человек вышел в отставку с военной службы и экстерном закончил Московский университет. Его труд высоко был оценен А.С. Пушкиным. Его записи о путешествии по святым местам являются первым произведением светского человека, объединившего вопросы путешествий, паломничества и православной веры. Всю свою последующую жизнь он посвятил паломничеству по Святым местам и написанию книг, посвященных вопросам веры.
Труд А.Н. Муравьева по достоинству оценен его потомками. Мы же остановимся только на рассмотрении его части, касающейся паломничества к Святым местам Палестины и Иерусалима. С большой скорбью пишет Муравьев о разрушении и запустении многих христианских и православных святынь.
Постоянно длившиеся войны греков с Оттоманской (Османской) империей за освобождение привели к тому, что христианские святыни в Иерусалиме пришли в упадок и запустение. Напротив крепости Давида стояла христианская церковь, которую снесли и построили мусульманский дом на месте, где Иисус Христос явился женам-мироносицам после воскресения. В доме Марии Клеоповой, сестры Марии, матери Иисуса Христа, где имеется отпечаток маленькой ножки Богоматери, тоже было мусульманское жилище. На месте, где стоял дом Симона Фарисея, христианская церковь была разрушена до основания. Только лампада горит над высеченной в камне стопой Спасителя нашего.
Иерусалим всегда был городом нескольких религий, не всегда мирно уживавшихся друг с другом. Многие здания переходили из рук в руки то язычников, то христиан. Во времена путешествия Муравьева церковь имени Апостола Марка принадлежала сирийцам. На месте жилища апостола Фомы была воздвигнута церковь, которой владели абиссинцы или хабеши. Коптам принадлежал монастырь Авраама, находящийся на южном склоне горы Голгофы. Копты уверены, что именно на месте их монастыря и состоялось жертвоприношение Исаака. После победы арабов над крестоносцами римляне потеряли в Иерусалиме практически все владения, кроме монастыря Святого Спаса. В Палестине был образован орден Фрацисканских братий. Выстроенное в виде крепости и защищенное покровительством Франции, оно меньше всего подвергалось разграблениям арабов и являлось прибежищем для всех франков, пришедших поклониться Святым местам в Иерусалиме. Большинство же бывших христианских зданий находились в руках арабов и использовались как мечети, дома и различные учреждения.
Напротив Святых ворот в Иерусалиме находится площадь и видны остатки мощных крепостных стен, окружавших ее. До изгнания крестоносцев на этом месте находился орден Странноприимных рыцарей Иоанна иерусалимского, который охранял весь город. Даже по развалинам, оставшихся от былой славы крестоносцев, можно понять, каким трудом далась арабам победа над сильным христианским воинством. Следы рыцарства и орденских монастырей видны по всей Палестине.
А.Н.Муравьев посетил Вифлеем и посвятил ему целую главу своей книги. Знаменитый иерусалимский пожар не повредил только Вифлеемский храм, где видно былое великолепие римского владычества. Храм находится на месте, где родился Иисус Христос. От главного алтаря идут 15 ступеней в мрачный грот, где стоят ясли, куда Мария положила рожденного младенца. Сам грот украшен парчой и иконами, висят драгоценные лампады и стоят три престола – один в честь рождения Спасителя, другой на месте, где стояли ясли и третий в честь волхвов, пришедших поклониться Иисусу. Из этого грота за маленькой дверью находится подземелье, петляющее под всем храмом.
Автор: