Паломничество игумена Даниила
Опубликовано: 12/06/2013 Читателей: 2949 Первым среди русских паломников, отправившегося в паломничество по велению души, называют игумена Даниила, который позднее, в 1113 году, был рукоположен епископом города Юрьева. Он попал в Иерусалим в очень интересный исторический период, когда городом владели крестоносцы, предводителем которых был король Балдуин I Иерусалимский. Даниил писал о большом количестве греческих и латинских монастырей, обителей и храмов на святой земле. Более поздние по времени паломники отмечают резкое сокращение количества обителей. Скорее всего, это произошло по причине захвата Иерусалима и изгнания из него крестоносцев. Арабы, понесшие значительный урон от войн с крестоносцами, обозлились и разрушили большинство католических и православных храмов Святой Земли. Даниил жил в Лавре святого Саввы полтора года недалеко от Иерусалима, посещая Святые места. Даниил рассказывал в своих летописях, что православной общине не нашлось места в самом Иерусалиме, и она располагалась в пустынной горной местности. В то время берега иорданские находились во владении крестоносцев и Даниил, не опасаясь нападения сарацинов, посетил пещеру, где отдыхали волхвы, и поклонился мощам Святого Саввы. Посетил Даниил и несколько монастырей, находящихся в Иорданской долине. Даниил описывал место, где Иоанн крестил Иисуса, отмечая, что там находится брод через реку Иордан недалеко от горы, на которой умер Моисей. В настоящее время это место неизвестно. Был Даниил и в монастыре Архангела Михаила близ Иерихона, и в пещере, где 40 дней постился Иисус Христос. Он видел дуб Мамврийский и ходил к горе Хевронской в числе других паломников под защитой крестоносцев, защищавших от нападения сарацин, имеющих укрепленный город на Хевроне. Дошел он и до Мертвого моря, где посетил Фаранскую Лавру. Нынче на этих местах забвение и запустение святых мест. Для арабов эти места святыми не являются.
Посетил Даниил и Вифлеем. В то время это уже были развалины, как и сейчас. Интересно, что церкви вблизи городов более подверглись разрушению, чем древние скиты отшельников, живущих среди враждебных сарацин. Дом тайной вечери на Сионе был в те времена известен как дом Иоанна Богослова и пользовался популярностью среди паломников. Описывал Даниил и мечеть Омара, которую крестоносцы во время своего владычества над городом превратили в церковь, и камень, лежащий посреди церкви, и могилу пророка Захарии, находящуюся в пещере под церковью.
Даниил получил разрешение отправиться с войском короля Балдуина I в Дамаск. С ними он дошел до истока Иордана, вытекающего из Галилейского озера. Далее войско пошло в Сирию, а Даниил посетил Тивериаду. Несмотря на опасность нападения сарацин, Даниил решил добраться до Фаворской горы и Назарета. Фаворский монастырь был до завоевания крестоносцев православным, но крестоносцы превратили его в католическую обитель. Ныне там одни развалины, напоминающие о былом величии и богатстве. Даниил в своих писаниях рассказал предание о чудесах в пещере Мельхиседека, находящейся в Фаворской горе. Жил святой человек Мельхиседек. Пришел к нему Авраам и выгнал его из пещеры. Ушел тогда Мельхиседек, забрав хлеб и вино, и принес жертву Богу хлебом и вином, и жертва была принята. И сказал тогда Авраам, что каждую литургию нужно начинать хлебом и вином, напоминая о первой жертве, угодной богу. И сам поклонился ему. И доныне, говорят святые отцы, проводя литургию в пещере Мельхиседека, является сам хозяин на ту литургию совершать жертвоприношение хлебом и вином. Оттуда пошла традиция о теле и крови Христовой. Город Назарет за все века, прошедшие со времен паломничества Даниила, изменился не сильно. Не властно время над историческим местом. Закончилось паломничество Даниила лицезрением таинства схождения Святого огня в день Великой субботы. Восторгу русского паломника не было предела. Он подробно и восторженно описывает схождение благодатного огня, молясь за князя и всю землю русскую. Летопись игумена Даниила была переписана в XVI веке, но фразы и выражения, присущие XII веку, были сохранены и доказывают подлинность рукописи. Жаль, что историки и археологи не провели до сих пор исследования по восстановлению всего пути паломничества игумена Даниила, ведь в настоящее время многих мест, о которых писал Даниил, уже не существует, и память людская о них забыла.
Автор:

Статьи раздела
Новости раздела
Новости путешествий

знаете ли вы?
